Popular Posts

Sunday, March 11, 2012

Великий скульптор Огюст Роден...

Вечный идол, 1889 год. Музей Родена, Париж
Огюст Роден
Огюст Роден (Франсуа Огюст Рене Роден)- французский скульптор родился 12 ноября 1840 года в Париже, в семье скромного служащего. Огюст был первым ребёнком от второго брака Жана-Батиста с уроженкой Лотарингии Мари Шеффер. У Огюста была сестра Мари — на два года его моложе.Роден поступил в Школу математики и рисунка (1854-1857), которая готовила мастеров художественного ремесла. В Школе преподавал прекрасный педагог Лекок де Буободран., приучавший будущих художников рисовать по памяти. Ровесник импрессионистов Роден посещает их выставки и вступает с ними в дружеские отношения. После трех неудачных попыток поступить в Школу изящных искусств начинает зарабатывать на жизнь декоративной скульптурой. В 1875 году Роден едет в Италию через Реймс впечатления от встречи с искусством готики, Донателло, Микеланджело вдохнули в него энергию. Он лепит статую обнаженного юноши "Бронзовый век" (1876-1877, бронза). Воссоздать "чудо жизни" в этом Роден видит главную задачу скульптора. Для неё он использовал непрофессионального натурщика — бельгийского солдата, который произвёл впечатление на скульптора своей развитой мускулатурой. 
Бронзовый век" (1876-1877, бронза
Однажды к Родену пришёл итальянский крестьянин, желавший позировать. Крестьянин обладал правильным красивым телосложением, а особенно Роден был впечатлён его движениями при ходьбе. Роден хотел изобразить движение таким образом, чтобы обе ноги скульптуры твёрдо стояли на земле и вес был распределён между ними. В результате он сделал две скульптуры: «Шагающий» (1877) и «Иоанн Креститель» (1878).В "Иоанне Крестителе" (1880, бронза) он создает возвышенный образ человека пророческой силы, несущего в мир великую весть. Фигура Крестителя пронизана внутренним движением, он не просто идет, он шествует, исполненный сознания важности своей миссии. Следуя методу Рюда, Роден совмещает в одной фигуре разновременные моменты движения, что придает неподвижной статуе особую динамику. Известность Родена растет, он получает важные государственные заказы.
      В 1880 году Роден впервые получил заказ от государства — заказ на скульптурный портал, который должен был украсить здание нового Музея декоративного искусства в Париже. Скульптор не уложился в оговорённый заказчиком срок, к 1885 году, Музей так и не был создан, но Роден продолжал работать над скульптурой, получившей название Врата ада, в итоге оставив её незавершённой.
        В процессе работы отдельные группы приобретали самостоятельное значение: "Мыслитель" (1880, бронза); "Тень" (1880, бронза); "Три тени" (1880, бронза); "Адам" (1880, бронза); "Ева" (1881, бронза, повтор мрамор); "Прекрасная Омьер" (1885, бронза); "Данаида" (1885, мрамор, повтор бронза); "Поцелуй" (1886, бронза, повтор мрамор) и другие. Роден мечтал о создании монументов, которые бы стояли на площадях и улицах городов. Таким стал памятник "Граждане Кале", (1884-95, бронза, Кале) одно из самых значительных творений монументальной пластики 19 столетия. Другой монумент Родена "Памятник Бальзаку" (1892-1898) вызвал в свое время скандал и был отвергнут (осуществлен в Париже лишь в 1939). Скульптор попытался передать здесь с помощью пластики саму стихию творчества зарождение замысла, муки созидания, непрестанное движение мысли, сомнения, раздумья и т. д. Это породило необычную, пульсирующую форму: все словно движется, меняется на глазах подобно лаве, извергающейся из жерла вулкана; фигура Бальзака вздымается к небу, подобно причудливому обелиску. Портрет вообще занимает особое место в творчестве Родена. 
«Иоанн Креститель» (1878)
Он умел увидеть и передать не только самое существенное и характерное в человеке, но и психологическое состояние его в данный момент, настроение, эмоции. Таковы портреты Ж. П. Лорана (1881), А. Легро (1881), Ж. Далу (1883), О. Мирбо (1889), Камиллы Клодель (1885), Фальгиера (1887), А. Рошфора (1887). Великий ваятель, открывший новые возможности пластики, один из самых блестящих рисовальщиков 19 века, Роден оказал огромное влияние на последующее развитие скульптуры. Умер Огюст Роден 17 ноября 1917 года в Медоне. 
Врата ада
     В 1908 году Родена в Мёдоне посетил король Великобритании и Ирландии Эдуард VII. В том же году Рильке пригласил Родена в Отель Бирон, парижский особняк XVIII века, переоборудованный в жилой дом, где Рильке и его жена снимали комнаты. Особняк настолько понравился Родену, что он снял там первый этаж, перевёз туда студию и жил там последние годы. В 1916 году Роден подписал завещание, согласно которому все его работы и рукописи переходили государству. 19 января на вилле в Мёдоне состоялось бракосочетание Родена с Розой Бёре. Роза была уже тяжело больна и умерла через двадцать пять дней после церемонии. 12 ноября тяжело заболел Роден. Доктор определил у него воспаление лёгких. Скульптор умер утром 17 ноября в своём доме в Мёдоне. Похороны прошли там же, на могиле была установлена копия "Мыслителя".
Поцелуй, 1886 год. Музей Родена, Париж



















Мыслитель, 1880 год

 
Граждане Кале, 1884-1895 года. Музей Родена